Вернуться на главную страницу

                                 

История моего радиолюбительства

                                           

     Всё с чего-то начинается, и история моего радиолюбительства уходит в детские годы. Тогда всё было очень просто: лампочки, провода, батарейки, выключатели, электротехнические конструкторы. Светодиодов и адаптеров питания от сети 220 вольт тогда в магазинах не было, лампочки красили в разные цвета пастой из стержней для шариковых ручек. Лампочных патронов тоже не было, делали сами из проводов и изоленты, правда они были ненадёжными, но пошевелишь, и начинали работать. Самые ходовые были "квадратные" батарейки на 4,5 вольта, "кроны" на 9 вольт были дороже и мне в руки попадали реже, ещё были аккумуляторы на 9в для радиоприёмников, но тот, что был в моей семье, всю ночь мог заряжаться, а затем сесть в приёмнике за какой-нибудь час, так что вполне можно было пропустить что-то интересное. Странно, но в то время были интересные передачи по радио...

                                                        Курьёзы

                                                                           
Электромагнит из гвоздя
       В раннем детстве, в какой-то книжке по радиолюбительству, не помню в какой, я прочёл, что электромагнит - это металлический сердечник, например гвоздь, на который намотана обмотка из проволоки, и на эту обмотку подаётся электричесикй ток. Не представляя ещё тогда, что значит обмотка, сколько должно быть витков, какого провода, я взял гвоздь-сотку и намотал на него рядовую обмотку из провода диаметром около 0,5мм в ПВХ изоляции из распотрошённого телефонного кабеля. Сколько там получилось витков? Может 20, может 30, может 40... В любом случае слишком мало для электромагнита. Какое было сопротивление у этой обмотки? Едва ли больше пары Ом. Но я этот "электромагнит" подключил к "кроне", и даже наблюдал, как к гвоздю притягиваются мелкие железячки, слабо, конечно, но ведь притягивались! Правда, главный эффект был в том, что провод на гвозде очень заметно разогрелся, почему - понятно, я ведь по сути коротнул "крону". Но почему нагрелся провод, а не сама "крона"?, она ведь до неприличия маломощная? Я до сих пор не понимаю. Я потом пару раз пытался повторить этот опыт с нагреванием провода, но нагрева провода так и не получил, вместо него грелась батарейка (каждый раз новая, т.к., этот опыт убивал её). Почему в первый раз провод нагрелся? Такая мощная, такая свежая "крона" попалась? Загадка... До сих пор не ясно...

                                           
              Преобразователь напряжения из 1,5в в 9в
       "Это было так давно, что и вспомнить мудрено"... Но я помню. Получить от батарейки на 1,5в напряжение в целых 9в было очень заманчиво, поэтому я, ещё практически не разбираясь в типах радиоэлементов, всё же решил воплотить "в железе" схему из книги "Электроника шаг за шагом" Р.Свореня. Сейчас я знаю, что это обычный двухтактный автогенератор с повышающим трансформатором и выпрямителем, но тогда таких мудрёных слов я не знал. Поэтому я взял транзисторы (хорошие или нет, не знаю, проверять их я тогда не умел), резисторы, конденсаторы, диоды и собрал схему. Подозреваю, что номиналов резисторов и конденсаторов я тогда ещё не понимал, и мог запросто взять 100 кОм вместо 100 Ом и т.п. Никаких справочников по полупроводниковым приборам у меня, естественно, не было, и в выпрямитель вместо указанных на схеме Д226 я поставил имевшиеся у меня в большом количестве Д219.
      Но схема - схемой, а вот конструкция трансформатора у меня не выдерживала никакой критики, правда критиковать меня в то время было некому. Понятное дело, что указанного в книге ферритового торроидального сердечника ("кольца") у меня не было, поэтому я с лёгким сердцем намотал обмотки (благо количество витков было задано) на длинном болте М6, на который для изоляции накрутил бумагу. О фазировке обмоток я тоже в то время ничего не слыхивал (а на схеме, кстати, фазировка не была указана). Поэтому ничего удивительного, что схема у меня не заработала, причин для этого было более чем достаточно: трансформатор не правильный, обмотки не фазированы, номиналы ЭРЭ от фонаря, транзисторы возможно дохлые и даже возможно не того типа проводимости. Но польза от этой схемы всё же была.

                                                   Мостовой выпрямитель переменного тока
       Идея отказа от батареек была в моём детстве достаточно навязчивой. Но ведь правда, покупать батарейки, в то время как можно использовать энергию сети 220 вольт... Но как её использвать, эту энергию? Понижающих трансформаторов у меня не было, а после некоторых опытов с 220 вольтами связываться с сетью напрямую мне совсем не хотелось (ожоги, полученные в детстве, до сих пор видны). Зато в моём распоряжении был бабушкин ламповый проигрыватель пластинок "Юность", а вот в нём как раз был понижающий трансформатор, выдающий напряжение 6,3в для питания накала ламп. В итоге "Юность" кончила тем, что шасси с сетевым трансформатором, лампами и выходным ТВЗ было из него выдрано, и поставлено в пластиковый корпус от разобранного стабилизатора напряжения, где к всем элементам схемы "Юности"  был отличный доступ. Самым первым делом я выполнил на этом корпусе самодельную розетку, к которой были подведены провода от накальной обмотки трансформатора с напряжением 6,3в.
      Но тут возникла проблема. Лампочки от этого напряжения горели, а вот электродвигатели от разобранных игрушек крутиться не желали, только рычали, но не вращались. Я тогда уже знал, что бывает переменный ток, и бывает постоянный ток, но в чём разница, не понимал. Но что-то заставило меня отодрать выходной мостовой выпрямитель на четырёх Д219 от упомянуй выше схемы преобразователя напряжения 1,5-9в. Я подключил  вход выпрямителя к накальной обмотке "Юности" с напряжением 6,3в, а к выходу выпрямителя подключитл моторчик. И о чудо! Моторчик закрутился! Ещё раз повторю, я не знал физического смысла переменного/постоянного тока, на знал, как работает мостовой выпрямитель, не знал вообще, что это "выпрямитель", для меня это были просто соединённые 4 диода. Забавно, но я всё-таки их соединил правильно, по схеме. Наверное это была интуиция, по другому я объяснить не могу.
      Вот таким образом я получил возможность использовать сеть 220в для питания своих поделок, и лампочек, и моторчиков, и т.д. Но выпрямитель на диодах Д219 сильно грелся при питании моторчика (не помню точно, но кажется у них максимальный ток миллиампер 50). Когда же я собрал выпрямитель из более мощных диодов Д226, то и моторчик закрутился быстрей, и диоды греться перестали. Вот так я понял разницу в мощности диодов, и что цифры в обозначении диода могут отличаться незначительно, а разница может быть очень большая...

   Продолжение следует... Детекторный приёмник из болта, моторчик-генератор, усилитель по фото...


          Вернуться на главную страницу
www.DYoga.ru
E-mail:  DYoga@Yandex.ru
Сайт Дмитрия Егошкина
Гостевая книга